Esti libera. Быть свободным. Ваш личный путеводитель по миру свободы. Книга свободного человека. Философия и политика, экономика и мир искусства, социум и личности, наука и технологии - ничто не укроется от внимания.
X

фильтры:
Быть свободным
Атрибуты свободы
Наши проекты
Свинокот
Новости
Технологии
Интернет
Финансы
Копирайт
Творчество
 
X
X
БЫТЬ СВОБОДНЫМ


Шаманы XX-го века
11. Заключение

Alex Sho 11.06.2016
Первая часть - Intro
Вторая часть - Хофманн
Третья часть - Шульгин
Четвёртая часть — Уоссон
Пятая часть — Лири
Шестая часть — Лилли
Седьмая часть — Алперт
Восьмая часть — Гроф
Девятая часть — Кастанеда
Десятая часть - Маккена


И вот мы добрались до завершающей статьи этой серии. Может показаться, что получено исчерпывающее представление о контркультуре шестидесятых... Но это не так. Мы затронули только самую верхушку айсберга, только часть его сияющей вершины и многое осталось скрытым. На этих страницах вы знакомились только с некоторыми учёными контркультуры, которые были наиболее заметны и которые имеют прямое отношение к контексту нашего ресурса. Может быть вам показалось, что этих описаний было слишком много? Дело в том, что подобная информация официальной цензурой не приветствуется и даже более того, в любой момент может быть попросту «запрещена» под какими-нибудь надуманными предлогами о пропаганде наркотиков.
Именно поэтому мы и пытались осветить эту тему шире, чтобы донести как можно больше не слишком известной информации.

Шаманы ушедшего столетия
Множество выдающихся людей остались за рамками нашего повествования, хотя они были бесспорными лидерами контркультуры и оказали огромное воздействие на её формирование. Но для того, чтобы полностью осветить эту тему, пришлось бы писать отдельную многотомную монографию. Мы же преследуем несколько иную цель. Иметь представление о психоделической контркультуре чрезвычайно важно для нас, но это только один ингредиент гремучего коктейля, который мы готовим.

Невозможно написать статьи о всех. Но можно хотя бы упомянуть некоторых из них.

Олдос Леонард Хаксли (1894-1963). Выдающийся английский писатель и философ. Имя его известно не только в контексте психоделической контркультуры. Хаксли получил общемировое признание, как писатель-гуманист. Для формирования контркультуры 60-х огромное значение имеет его эссе «Двери восприятия. Рай и ад». Эта работа стала своеобразным «входным билетом» для многих мыслителей и исследователей в мир психоделиков. Интересно, что в начале 60-х он читал лекции в Гарваде и фактически входил в преподавательский состав этого университета. Хаксли, Лири, Алперт, Мецнер, Шульц — эти люди были прекрасно знакомы и постоянно контактировали друг с другом.

Ричард Эванс Шульц (1915-2001) Доктор философии, ботаник, биолог. И если Роберта Уоссона можно назвать отцом этномикологии, то Ричард Шульц по праву является отцом этноботаники. Славу Ричарду Шульцу принесли его многочисленные экспедиции в бассейн Амазонки и в Мексику, где он изучал использование растений местными племенами. Особенный интерес Шульца составляли психоактивные растения. Широко известна работа Ричарда Шульца «Растения богов», написанная в соавторстве с великим химиком Альбертом Хофманном.
Любопытно, что Ричард Шульц был хранителем знаменитого гербария Оукса Эймса в том же самом Гарварде. И там же работал профессором биологии, являясь одним из самых популярных преподавателей.

Ральф Метцнер (род. 1936). Доктор философии, психолог, психофармаколог. Наряду с Лири и Алпертом один из авторов знаменитой работы «Психоделический опыт: Руководство на основе 'Тибетской книги мертвых'». Автор множества других книг. Фактически Метцнер всю жизнь работает над продвижением идей контркультуры. Принимал участие в исследованиях сознания, психоделиков, йоги, шаманизма. Соучредитель и президент фонда «Зелёная планета», который является образовательной организацией, созданной для гармонизации отношений между человеком и Землёй.

Кен Элтон Кизи (1935-2001). Бессменный лидер «Весёлых проказников» и автор удивительных романов, одним из которых является потрясающий «Полёт над гнездом кукушки». Если говорить о том, кто именно вывел психоделики на «улицу», то первенство Тимоти Лири здесь сомнительно. Только одно путешествие на знаменитом автобусе «Дальше» чего стоит! Описано в книге Тома Вулфа «Электропрохладительный кислотный тест». К творчеству Кизи мы непременно вернемся. Это представляется важным.


Многие из знаменитых битников! Писатели и поэты. Они формировали сами истоки психоделической революции, её образную составляющую. Джек Керуак, Уильям Берроуз, Аллен Гинзберг, Том Вулф. Без произведений этих авторов невозможно в полной мере понять всю глубину контркультуры. Кто-то возразит, что их творчество ценно само по себе, но это не совсем так. Вне контекста движений 50-х — 60-х годов их творчество не может быть понято.

Вспоминая литературу трудно пройти мимо творчества Филиппа Киндреда Дика. Его романы переворачивают сознание и создают такое многомерное восприятие реальности, что иногда становится жутковато от открывающихся глубин.

Совершенно случайно были захвачены этим движением и люди, которых никто не мог бы заподозрить в склонностях к контркультурному бунтарству. Роберт Хайнлайн (1907-1988), известнейший писатель, входящий в «великую тройку» американских фантастов, автор твёрдой сайнс-фикшн и замечательной фантастики для юношества, вдруг пишет совершенно необычный, скандальный и вдохновенный роман «Чужак в чужом краю», который становится едва ли не знаменем движения хиппи.

Но и сейчас, после краткого обзора, мы видим лишь верхушку айсберга контркультуы, движения за свободное расширение сознания. «Война против наркотиков», развязанная в конце шестидесятых, была войной против всего пласта культуры, который мы здесь рассматривали. «Наркотики» были лишь удобным и вовремя подвернувшимся поводом. Никак иначе понимать это невозможно. Это была гражданская война между консервативными властьимущими и людьми творчества. Власть победила, оставляя на местах «сражений» искалеченных людей и горы трупов.

Потери и поражения
Психоактивные вещества во многом создавали контркультуру, являлись современной технологией, которую осваивали с целью расширения сознания. Подобно тому, как машины и самолёты ворвались в нашу бешеную жизнь и сократили расстояния между людьми, точно так же и психоделики должны были решить задачу расширения сознания «технично». Сократить расстояния духовные. Не в тиши и далекой отстранённости от цивилизации, а в самом её сердце, при полном ощущении его биения. Не с помощью многолетних психопрактик, свойственных неторопливой античности или неспешному средневековью, а с помощью чётких, быстрых и эффективных методик, поддержанных всей мощью современной науки.
Однако этого не случилось. И что же мы получили?

- Массовое невежество в области психоактивных веществ, которое сгубило и уничтожило миллионы жизней. Понятие о присущем естественной природе разнообразии было подменено невежественным представлением о «плохих», «вредных» веществах и «плохих», «вредных» объектах живой природы, объединённых в неведомую группу «наркотики». Травле подвергались и люди, которые хоть как-то были с этим связаны. Это была средневековая охота на ведьм.

- Непрекращающиеся нарковойны с мафией, в ходе которых обогащаются бандиты, властьимущие, но массово гибнут простые люди. Показательно, что эпоха знаменитого «Сухого закона» никого и ничему не научила.

- Потеря уникальнейших технологий, которые не были доведены до конца и оказались уничтоженными в результате истерических запретов. Доказательством тому служат робкие, современные нам, попытки повторить исследования шестидесятых. В их ходе с «удивлением» выясняют, что с помощью психоделиков можно изменять и корректировать сознание, что они являются непревзойденными антидепрессантами и замечательным инструментом для психологов и психиатров, что психоделики и в самом деле дают своеобразный «доступ» к скрытым областям бессознательного. Однако это лишь подтверждения того, что и так знали шестидесятники. Но где технологии на основе этих знаний? Как быть с миллионами больных шизофренией, самоубийцами? Как быть с людьми, безнадёжно искалеченными перманентной депрессией и отвратительными зависимостями? Как быть с беспрецедентными потерями за десятки лет, прожитыми во мраке невежества, которое ничуть не уступает средневековому?

- Потеря технологий, которые просто не могли быть развиты без нового уровня восприятия реальности. Речь идёт о кибернетике, теории систем и других областях знаний, в которых требовался прорыв прикладного понимания. Киберсин в Чили был уничтожен, удивительнейшие разработки в области теории хаоса, динамики нелинейных систем так и остаются лишь в головах исчезающе малой группы теоретиков. К великому демографическому перелому, порог которого мы уже переступили и который навсегда изменит нашу цивилизацию не в лучшую сторону, мы подходим совершенно неподготовленными. Великие теории так и не успели сделать решающий шаг в прикладные области и помочь нам. Просто потому, что для их полноценного принятия требуется мейнстрим, художественные обобщения, образы, аллегории, метафоры... Этот культурный пласт как раз и создавала контркультура шестидесятых и он был безжалостно растоптан. Как вообще можно подсчитать эти немыслимые потери?


Основные достижения
Но даже в этой мрачной ситуации мы будем искать светлую сторону. Дело ведь в том, что контркультура не прошла бесследно. Её выдающиеся лидеры оставили огромное наследство. И многие из них продолжают вопреки всему упорно работать и сейчас. Рам Дасс, Ральф Метцнер, Станислав Гроф и многие другие не прекращали свои труды. Есть и такие, кто включился в это движение позже, но оставили очень яркий след и продолжают нас удивлять. Например, повесть Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" можно назвать манифестом расширения сознания. Чрезвычайно важны и многие другие его работы.
Всё это наследство великих шаманов выражено в аудио, видеоматериалах и огромном количестве книг. Доступ к ним не всегда открыт. Во многих странах эти материалы запрещены, популяризация многих из них не приветствуется даже в самых передовых демократиях, но важно другое. Важно то, что они есть. Важно, что они хоть и с трудом, но доступны для изучения! И по мере развития децентрализованных технологий уничтожение этого пласта культуры становится всё менее реальным. Это определённо - победа!
Капля дёгтя здесь в том, что пласт контркультуры не стал широким достоянием и гордостью для всех.

Очень легко жить в своём уютном отсеке при любом режиме. Можно даже заниматься своим любимым делом, если оно не противоречит текущим социальным «установкам» и разного рода псевдозаконам. Это — просто. Но представьте себе, что ваша работа притягивает одни удары, лишения и потери. А именно так и проживали свои жизни большинство представителей контркультуры, непостижимые шаманы ушедшего столетия. Их достижения — это подвиг творческого начала. Их труды появились на свет не «благодаря» социальной поддержке, но «вопреки» беспрецедентному социальному давлению. И мало кто понимает, что они получали бесконечные удары и оскорбления от тех, кого пытались спасти, они трудились вопреки безумной невежественной агрессии.

Давайте попробуем выявить и кратко описать основные достижения великих шаманов ушедшего века. Это может получиться коряво, многие важные моменты будут упущены, но проделывать такое нужно постоянно. Раз за разом. Хотя бы для того, чтобы выяснить для себя, насколько хорошо мы понимаем их наследие и способны ли мы принять его, а ещё лучше — развить. Именно это было бы наилучшим признанием их трудов. Итак...

- Безвозвратно ушёл в прошлое, как магистральная линия науки, бихевиоризм, механистичное представление о поведении и психологии человека, созданное по аналогии с инстинктивным поведением животных. Место бихевиоризма заняла когнитивная психология. Раздел науки, исследующий познавательные возможности человека на вербальном и невербальном, сознательном и бессознательном уровнях восприятия. Нетрудно заметить, что такое стало возможно благодаря радикальному пересмотру взглядов на сознание вообще. И совершенно неудивительно, что одним из общепризнанных и авторитетнейших центров когнитивных исследований был всё тот же Гарвардский университет! Основная метафора когнитивного направления «мозг как компьютер» прекрасно отражена в работах крупнейшего учёного контркультуры Джона Лилли задолго до общего признания такой аналогии.

- Представление об импринтинге, возникшее в рамках когнитивных исследований, было существенно развито именно Тимоти Лири. Он выделил основные категории импринтингов человека: оральный, территориальный, вербальный и социополовой. Эти категории являются более-менее общепризнанными, но Лири пошёл дальше. Вопреки господствующему представлению о неизменяемости импринтирования он пересмотрел и фактически доказал возможность переимпринтирования. Его позицию активно подтверждал Джон Лилли и другие учёные-шестидесятники. Именно этот пункт является одним из важнейших для понимания феномена контркультуры. Эта теория открывала пути не только для расширения, изменения сознания человека, но и для успешного и эффективного лечения таких расстройств, как шизофрения, паранойя, устойчивые психические зависимости и прочие расстройства сознания. Эффект обещал быть ошеломляющим. Однако факт того, что сознание каждого может быть изменено по его сознательной воле, означал полную свободу, независимость человека от стандартных, хоть зачастую и бредовых, господствующих социальных установок. Война была начата против наркотиков? Истинная причина — теория Лири о переимпринтировании. Если смотреть в глубину, то именно в этой теории находит отражение вся контркультура.
Теренс Маккена взглянул ещё дальше и предположил, что симбиоз между психоактивными грибами и человеком обеспечивали ему возможность оперативного переимпринтирования и давали ощутимые эволюционные преимущества. Предположение Маккены прекрасно согласуется с теорией Лири, работами Джона Лилли о «программировании человеческого биокомпьютера» и рассуждениями Шульгина о наличии у человека «невостребованных» рецепторов для взаимодействия с психоделиками.

- Переимпринтирование может быть рассмотрено как метод расширения сознания или, иначе говоря, более эффективного и глубокого способа восприятия мира. Переимпринтирование возможно в изменённом состоянии сознания, которое достигается комплексом из предварительных установок, приёмом психоделиков, соответствующим символьным окружением. Лилли и Грофом было доказано, что достижение изменённых состояний сознания возможно без применения психоделиков с помощью специальных упражнений, психопрактик и технологий. Это подтверждал и Ричард Алперт. Также эту точку зрения подтверждает существование древних психопрактик — йога, цигун и т. п.
Таким образом расширение сознания может быть представлено как технология его «конструирования», «пересборки» с помощью методик переимпринтирования. Как и любые другие, технологии переимпринтирования могут быть разработаны и применены на практике. Использование для таких технологий сильнейших психоделиков представляется наиболее перспективным в связи с полным отсутствием химического и физиологического вреда для организма. Однако разработка безмедикаментозных и комплексных технологий также возможна.
Эффект от психоделиков более быстрый и ярковыраженный. Эффект от традиционных психопрактик достигается медленнее и выражен менее ярко, но действует намного стабильнее.
Допустимая аналогия: психоделики как экскурсия на машине и взгляд из окна на незнакомые окрестности или психопрактики как медленное пешеходное путешествие по тем же местам с медленным, но полным погружением в окружение. И то и другое путешествие при правильной подготовке обогащает сознание.

Сделаем интересное замечание. Никто и никогда не проводил систематических исследований химического баланса человеческого организма в процессе первоначального импринтирования и состояния измененного сознания (готовности к импринтированию), вызванного безмедикаментозными технологиями. Эти исследования могли бы ответить на множество интересных вопросов о взаимодействии человека и психоделиков.

- Исследование изменённых состояний сознания привели к представлению о доступе в этом состоянии к закрытым от сознательного внимания процессам нервной деятельности. Помимо представителей контркультуры это подтверждают и современные исследования. Появляется возможность наблюдать бессознательное, коллективное бессознательное. Кроме этого появляется возможность исследовать скрытую от сознательного внимания структуру гештальтов и импринтов. Разумеется доступ к этим областям появляется не в виде строго формализованных записей в книге или реестре. Мозг предоставляет такой доступ с помощью зрительных, слуховых метафор и аналогий. В виде псевдогаллюцинаций и даже настоящих галлюцинаций. И остаётся задача интерпретации полученных знаний при возвращении в привычное состояние сознания.
Множественный опыт метафорического восприятия неизбежно меняет отношение к реальности. Возникает чёткое понимание, что существующая парадигма интерпретации реальности является лишь одной из множества возможных. Возможно эта парадигма лучше прочих формализована, но именно благодаря этому она же имеет и большее количество несуразиц и ошибок в пограничных областях своего применения. Так, многие социальные штампы начинают представляется совершенно нелепыми и неуместными. Для решения множества разнообразных проблем полезнее взглянуть на них из других миров и других метафорических систем, свободных от множества стереотипов и наслоений.
Если монотеизм позволил развить и строго формализовать единственное восприятие реальности, позволил создать необычайные приборы и машины, развить формальные технологии, то необходимость многозначного восприятия снова возвращает нас к окружающему миру, природе, к некоторому подобию шаманизма на принципиально новом уровне. И если кому-то показалось, что здесь заложено противостояние, то он ничего не понял! Это вовсе не противостояние, а дополнение. Даниил Андреев, пользуясь собственной системой метафор, называл такой подход «Розой мира». Каждый лепесток Розы мира — мировоззрение, религия, парадигма. В данном контексте мы надеемся на правильное понимание слова метафора.

- Наблюдение множества способов восприятия неизбежно порождали научное желание их «картографировать». Так или иначе этим занимались Шульгин, Лири, Лилли, Гроф, Кастанеда и многие другие. Постепенно пришло осознание бессмысленности лобового «картографирования» в связи с бесчисленным количеством вариантов восприятия. Тогда стали появляться «системы» картографирования. Невозможно создать точную карту, но вполне можно указать направление восприятия, описать его общие свойства, особенности. И тогда на интуитивном уровне стали использоваться фрактальные механизмы.
Вспомним таблицу уровней восприятия Лири. Фактически это периодическая таблица. Самоподобия, фракталы возникают на каждом новом уровне, иначе периодическое описание было бы невозможным!
Теренс Маккена старался уже вполне осознанно использовать язык рекурсий, привлекая для этого серьёзный математический аппарат.
Чрезвычайно важно, что при таком многообразном способе восприятия реальности язык фракталов становится определяющим. На этом языке говорит сама природа и всё сущее. И даже если в рамках контркультуры рекурсивное описание исследуемых феноменов не было достаточно строго формализовано, то на уровне восприятия, на уровне художественной оценки это было сделано! Вся контркультура была буквально пропитана удивительными образами, и только фракталами это не исчерпывалось! Эти образы просачивались даже в литературу, достаточно вспомнить необычные романы Филиппа Дика.
Контркультура была тем необходимым «винтиком», тем связующим звеном, которое могло помочь сделать решающий шаг от абстрактных теорий кибернетики, динамики хаоса, нелинейных динамических систем к их прикладному применению. Чрезвычайно не хватало не строго формального, но широко распространённого образного понимания, представления этих теорий и именно поэтому они «буксуют» до сих пор.
Нужно очень чётко понимать, что контркультура в комплексе своём не только учила новому-старому восприятию реальности... Она сама была этим восприятием!

Как это могло быть
Какой могла быть жизнь, если бы последствия войны против контркультуры не были столь опустошающи? Что было бы, если великие шаманы прошлого века стали не визионерами андерграунда, которых травят все кому не лень, а уважаемыми и признанными Учителями, которым дали возможность развить свои фантастические начинания? Давайте помечтаем.

Вы приходите в лицензированную фирму «Shamans ltd» и заявляете, что хотели бы изменить своё сознание в соответствии с собственными предпочтениями. Предположим, вы хотите стать астрофизиком и описываете специалистам-шаманам, какие именно способности и наклонности вас интересуют:
- избавится от привычки постоянно пялиться в телеящик и перестать понапрасну терять время, стать более сосредоточенным и приобрести способность к планированию;
- усилить способность к абстрактному мышлению;
- развить умение не пренебрегать мелочами и находить им подобающее место;
- для усиления эвристических способностей улучшить образное восприятие выбранной дисциплины... Ну и далее по мелочам.

Специалисты внимательно выслушивают вас и в соответствии с вашей заявкой составляют специальную программу тестов, в том числе и с использованием психоделиков. Создаётся ваш психопортрет с учётом бессознательных комплексов, базовых импринтов, гештальтов. По результатам анализа тестов с вами проводится повторное собеседование, в результате которого вас убеждают включить дополнительные пункты в перечень вашей заявки:
- умеренное увлечение физической культурой для поддержания необходимого тонуса;
- увлечение музыкой, например игрой на простой продольной флейте, что опять же очень желательно для гармоничного развития личности и усиления эвристических способностей.

В итоге на основании вашего психопортрета и согласованной заявки для вас составляется личный фармакологический комплекс психоделиков и прочей необходимой фармы, создаётся необходимое символьное окружение и назначаются занятия с инструктором-шаманом.
Вы шаг за шагом, занятие за занятием под руководством опытнейшего и знающего специалиста-шамана проходите весь предписанный процесс переимпринтирования, изменения сознания. Далее опять система тестов для проверки достигнутого результата. При необходимости — корректировка и повторение процесса переимпринтирования.
И вы становитесь принципиально иным человеком. Человеком с большой буквы, который с увлечением посвящает себя своему делу, своим друзьям, близким и забивает большой болт на попытки манипулировать им через масс-медиа. Просто потому, что вы на несколько шагов станете ближе к тому, кем вы хотите быть!
Это очень похоже на поход в парикмахерскую, косметологическую клинику или тренажёрный зал. Только значительно сложнее и эффективнее.
Обратите внимание, про излечение от болезней душевных речь не идёт вообще. В этом мире их просто нет! Они корректируются моментально, по мере их выявления.

В этом мире нет места дешёвому политиканству и грязному манипулированию общественным мнением. Люди просто счастливы возможностью реализовать себя.

В этом контексте девиз Лири «Включись, настройся, выпадай!» приобретает гораздо более глубокий смысл:
- «включись» в эту технологию, используй её, стань участником;
- «настройся», пройди через технологию расширения сознания тщательно и с полным пониманием значимости каждого её компонента, настрой себя;
- «выпадай» из общего стада леммингов, которые бегут вместе, подчиняясь безмозглому инстинкту и испугу, иди своей дорогой, бесстрашно живи полной жизнью!

Может прозвучать вопрос, а почему нельзя использовать эти же самые технологии для манипулирования людьми? Ответ достаточно прост. На самом деле исследование психоделиков началось именно с этого. А чем, вы думали, занимались в известном американском проекте МКULTRA в 50-е и 60-е?
Всё оказалось довольно просто и совершенно безумное количество денег было выброшено «на ветер». Сломать психику человека безусловно можно. Вероятно можно уничтожить память и сделать другие мерзкие вещи. Но тонкое манипулирование с помощью описанных выше способов нереально. Просто потому, что без сотрудничества и собственного намерения человека всё это вырождается в клоунаду. Человеческий мозг слишком сложный и тонкий инструмент. При воздействии психоделиков человек становится не гипервнушаемым, а напротив, приобретает возмутительно свободное восприятие! Обмануть такого человека гораздо сложнее.
А как «изготовить» безмозглого зомбака известно и без секретных исследований. Применяется в любой секте, корпорациях и даже в масштабах государств.

Что здесь можно сказать? Многие начинания погибли безвозвратно, ведь наука не может существовать без мейнстрима, без мощной обратной связи, а именно эта связь необратимо разорвана. Нам остаётся только надеятся, что Великие Шаманы XX-го века трудились не зря и когда-нибудь всё действительно будет так. А мы постараемся для этого и приложим все усилия, чтобы воскресить и продолжить их труды.


* На заставке эвенкийский шаман Фёдор Полигус (фото начала прошлого века). Воспринимали его по-разному, некоторые едва-ли не пьяницей, хотя местные жители, включая русских, шаманов традиционно побаивались. А по воспоминаниям этнографа А.А.Макаренко Фёдор Полигус был симпатичным душевным человеком, склонным к общению, и с очень хорошим знанием русского языка. Настоящие шаманы чрезвычайно многолики (Кастанеду стоит читать хотя бы для понимания этого).
Когда близким Фёдора Полигуса понадобилось, то он поступил очень практично — основал поселение, для которого прижилось название "Полигус". Проявил он при этом недюжинные организаторские способности. Стал своеобразным князем рода и прослужил в этой должности 9 лет.
Шаман — это не сферический мистик в вакууме, который путешествует по таинственным мирам и круглосуточно «бьёт в бубен». Это прежде всего тот, у кого очень остро развито чувство ответственности за всех, до кого он может «дотянуться». Прежде всего это тот, кто свои знания, свою мудрость и опыт направляет на решение проблем людей, которые ему небезразличны.





Вы можете принять участие в создании ресурса Estilibera.org
Ваша помощь может оказаться решающей!
LocalBitcoins - лучший способ купить и продать биткоины. Регистрируйтесь и меняйте биткоины в любом городе мира!