Esti libera. Быть свободным. Ваш личный путеводитель по миру свободы. Книга свободного человека. Философия и политика, экономика и мир искусства, социум и личности, наука и технологии - ничто не укроется от внимания.
X

фильтры:
Быть свободным
Атрибуты свободы
Наши проекты
Свинокот
Новости
Технологии
Интернет
Финансы
Копирайт
Творчество
 
X
X
БЫТЬ СВОБОДНЫМ


Шаманы XX-го века
9. Карлос Кастанеда

Alex Sho 2.06.2016
Первая часть - Intro
Вторая часть - Хофманн
Третья часть - Шульгин
Четвёртая часть — Уоссон
Пятая часть — Лири
Шестая часть — Лилли
Седьмая часть — Алперт
Восьмая часть - Гроф


Карлос Кастанеда (1925-1998)

Карлос Кастанеда — легендарный таинственный маг и одновременно учёный-антрополог. Информация о его биографии туманна и расплывчата просто потому, что он сознательно скрывал ее, следуя учению, адептом которого стал.
В начале 60-х он заканчивает Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе по специальности «антропология». Примерно в то же время он знакомится с доном Хуаном, индейцем племени яки. Кастанеда становится учеником дона Хуана в древней традиции толтеков. Обучение у дона Хуана длится с перерывами до начала 70-х. Сущность предмета обучения не может быть однозначно переведена ни на один из европейских языков и поэтому Кастанеда называет её то магией, то шаманизмом за неимением других слов.

В 1968 году выходит первая книга Кастанеды «Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки». Почти сразу за эту книгу Карлос Кастанеда получает степень магистра антропологии. В 1971 выходит «Отдельная реальность», а в 1972 «Путешествие в Икстлан», за которую ему присваивают докторскую степень.
В общей сложности Кастанеда опубликовал 12 книг, каждая из которых стала бестселлером.

Почему всё это вызвало такую бурю заинтересованности? Дело в том, что в этих книгах он изложил совершенно другой способ восприятия мира. Совершенно другую морфологическую базу. Неизвестные понятия, неизвестные концепции... И всё это не имело отражения в известных нам традициях. Как решал Карлос Кастанеда эту задачу? Он использовал еропейские слова, но наполнял их совершенно другим, непривычным для нас смыслом.

Очень приблизительно можно описать это так.
В традиции толтеков мир не является законченной и единой конструкцией. Он разный, предстаёт всегда разными гранями, проекциями и это зависит от того, как его воспринимает адепт учения. Иначе говоря способ восприятия может меняться по желанию адепта, если он достаточно искушён. При этом сам мир и способ его восприятия есть единое целое в каждый момент. И с этого момента можно говорить про разные миры. Видим ли мы один и тот же мир, его проекции или это разные миры? С точки зрения толтеков такая постановка вопроса не имеет существенного смысла. Настройка своего восприятия и есть способ увидеть какой-то из миров, начать жить, существовать в нём. Такую настройку Кастанеда называл смещением точки сборки

Нам, нашей западной культуре, доступен только один мир, который определён нашими социальными договорённостями, нашим коллективным бессознательным, от которого нам не по силам избавится и потому мы достаточно несчастные и скучные существа, запертые в очень узком отсеке бытия. Наша точка сборки статична и не меняет своего положения.
Восприятие же толтеков принципиально иное.

«- Неужели я в самом деле летал, дон Хуан?
- Так ты мне сам сказал. Разве нет?
- Да нет, сказать-то сказал. Но я имею в виду, летало ли мое тело? Я что, взлетел как птица?
- Ты не можешь без своих вопросов, на которые я не знаю как ответить. Ты – летал. Для того и существует вторая порция “травы дьявола”. Будешь принимать ее больше – научишься летать в совершенстве. Дело это не простое. С помощью второй порции человек летает. Вот все, что я могу тебе сказать. А то, что ты хочешь узнать, лишено смысла. Птицы летают как птицы, а человек, который принял “траву дьявола”, летает как человек, который принял “траву дьявола” .
. . . . . . . . .
- Но я хочу сказать, дон Хуан, что если мы с тобой смотрим на птицу и видим ее летящей, то мы согласимся, что она летит, а вот если бы двое моих друзей видели меня летящим прошлой ночью, то согласились ли бы они с тем, что я летал?
- Ну, а почему бы им не согласиться. Ты ведь согласен с тем, что птицы летают, потому что видишь, как они летают. Для птиц полет – дело обычное. Но ты не согласишься с тем, что птицы делают еще и другие вещи, потому что ты никогда не видел, как они их делают. Если бы твои друзья знали, что есть люди, которые летают с помощью “травы дьявола”, тогда они согласились бы.
- Хорошо, я скажу иначе. Я имею в виду, если я тяжелой цепью привяжу себя к скале, то все равно буду точно так же летать, потому что мое тело не имеет с этим полетом ничего общего?
Дон Хуан скептически взглянул на меня.
- Если ты привяжешь себя к скале, – сказал он, – то боюсь, что тебе придется летать вместе со скалой с ее тяжелой цепью.»


Для изменения положения точки сборки, для входа в иные реальности Кастанеда описывал способы с употреблением так называемых Растений силы. Судя по всему основные из них - это кактус пейотль, какой-то род псилоцибиновых грибов, растение дурман. Начиная с книги «Путешествие в Икстлан» (3-я книга) изменение расположения точки сборки достигаются не только спомощью Растений силы, но и с помощью специальных психопрактик. Хотя и в первых книгах дон Хуан неоднократно указывал на то, что Растения силы нужны скорее для инициации, чем практикующему магу.

Карлос Кастанеда говорил о том же, что и все шестидесятники, но пошёл он даже не по пути Ричарда Алперта, избравшим довольно известные практики, а по очень старой и тайной герметичной тропке, доступной очень немногим.
Если только это было действительно так... Существует также мнение, что Карлос Кастанеда был чрезвычайно талантливым мистификатором и никогда не учился у дона Хуана. Однако факт остается фактом — две его книги прошли строжайшее научное рецензирование и ведущие антропологи вполне ему доверяли, поэтому вариант с абсолютной мистификацией отпадает сразу. Даже то, что в настоящее время в академической среде эти работы рассматриваются скорее как художественная литература — мало что значит. Это могла произойти и под влиянием борьбы с психоактивными веществами вообще.

Для полного понимания феномена Кастанеды довольно интересно рассмотреть журналистское расследование его деятельности, показанное в фильме BBC, который представлен ниже.
Критика его ранних работ вообще не имеет смысла ровно из тех соображений, которые выше описаны. И даже если это — добротная компиляция из разных источников, то ценность её от этого меньше не становится. Всё равно эти работы — интереснейшие труды, которые требуют глубочайшего осмысления и анализа.

Гораздо интереснее критика более позднего периода жизни Кастанеды. Того времени, когда дон Хуан ушёл из этой жизни, сгорел в огне изнутри, и тогда сам Кастанеда стал самостоятельным нагвалем, подобно дону Хуану возглавив собственную группу учеников. Это были пять женщин, некоторые из которых оставили собственные письменные свидетельства обучения у Кастанеды. Но книги эти — откровенно вторичны и совершенно неинтересны.

Критика, предъявленная в фильме, основана на том, что Кастанеда «обманул» несчастных одиноких женщин. То есть он вроде бы обещал им показать путь перехода к другим способам существования, путь, как сгореть в огне изнутри, а сам подло умер от рака печени.

И здесь возникает совершенно резонный вопрос — а «расследователи» точно читали работы Кастанеды? Как минимум, они бы знали, что с точки зрения толтеков сам вопрос о том, что увидят люди при «смерти» нагваля просто не имеет никакого смысла. Точно так же, как и в приведённом выше отрывке о восприятии полёта.

Интересно, что «расследователи» не брезговали такими способами получения информации, как осмотр мусорных отходов у дома, где проживал Кастанеда со своими последователями. Ими было установлено, что он был вполне больным человеком, диабетиком, который нуждался в постоянных инъекциях инсулина. И почему-то этот факт также интерпретируется как мощное доказательство мистификации, как будто Кастанеда описывал не систему альтернативного мировосприятия, а способ универсального оздоровления.

Любопытно, что все пять женщин после смерти Кастанеды бесследно исчезли. Лишь спустя время, в пустыне известной под названием «Долина смерти» были найдены останки Патриции Ли Партин, ближайшей из последователей Кастанеды.
Все эти странности не смущают «расследователей». Они объясняют это тем, что женщины были «умны» и таким своеобразным образом «защитили» наследие учителя. Однако логика «расследователей» ставит в тупик, если попытаться смотреть на события с их точки зрения.
Получается, что женщины достаточно «умны», чтобы оградить своего учителя от обвинений даже ценой своего самоубийства, но совершенно «глупы», поддаваясь на его мистификации и продолжая ухаживать за чисто-по-человечески больным учителем на склоне его лет, «не замечая», что он вовсе не «волшебный» маг, а старик, больной диабетом и раком печени.
Так кто же всё-таки последователи Кастанеды по мнению расследователей - «умницы» или «идиоты»? Для начала расследователям следовало бы разобраться, что именно они собрались доказывать.
Безаппеляционные "заключения" расследователей жизни Кастанеды внушают откровенное омерзение. Люди не дают себе даже простейший труд, который может быть выражен в уважении, понимании или хотя бы в элементарном знакомстве с книгами "объекта" расследования.

Тайна так и осталась тайной.

Тем не менее определённая критика учению Кастанеды может быть предъявлена. Точнее нечто среднее между критикой и своеобразной интерпретацией его работ. Можно наблюдать, как от книги к книге нарастает некая тенденция:
- Адекватность изложения материала неуклонно падет и в «Тенсегрити: Магические пассы шаманов древней Мексики» достигает своего издевательского пика;
- Попытки выразить нечто более-менее адаптированное для западной цивилизации неуклонно нарастает.

Из первых книг совершенно ясно, что описанное знание толтеков — совершенно эзотерично, закрыто, опирается на древнюю культуру и никогда не было предназначено для широкого распространения даже в собственной культуре. И уж тем более для широкого распространения в культуре западной! Сам Кастанеда всегда недвусмысленно отзывался о своих способностях на этой стезе как более чем средних и уж точно ему были не под силу мероприятия по «адаптации» знания. Так зачем же ему это понадобилось? Если отбросить версии о «мистификации», то остаётся только одно — он, как новый нагваль, решал проблемы, которые встали перед его группой.
Ему нужно было помогать «стирать» личную историю каждого из членов группы — это необходимо для истинно эзотерического, герметического сообщества. А надо вам заметить, что в условиях современного общества это недешёвая затея!
Ему нужно было частично дискредитировать собственные работы, скрывая таким образом их истинную суть.
Наконец ему нужно было просто обеспечить существование своей группы в современном обществе, ведь это не пустыня Соноры — социальных проблем зашкаливающее количество, только деньги могут их решить.
Попробуйте сказать, что он не решил всё это. Решил. И сделал всё это блестяще! Только вот обучение масс знаниям толтеков здесь совершенно не при чём. И если вы хотите уловить что-то стоящее, то стоит рассматривать внимательно лишь первые книги, а последующие - вооружившись огромной дубиной скепсиса. Да и первые — полезно так же.

В этом занимательном процессе он проявил себя как незаурядный шутник. Например, для преподавания «Тенсегрити» Кастанеда основал компанию «Cleargreen», что значит примерно «Чисто зелень», и обучал этим «пассам» совсем не бесплатно. Второй аспект шутки мало кто оценил — дело в том, что утренняя гимнастика, в сущности, дело неплохое и действительно полезное! Только вряд-ли стоит таких денег...

Можно предвидеть толпы обозлённых «сторонников» Карлоса Кастанеды, которые кинутся на эту статью, оскаливая зубы и брызгая слюной. А зря. Карлос Кастанеда действительно был великим и действительно преподал множество замечательных уроков. Один из которых был уроком жадности. Нам не нужно истинное эзотерическое учение, которое добывается сложнейшими техниками, потом и кровью. Мы не готовы заплатить за него любую цену.
Нам нужен удобный санузел рядом, супермаркет поблизости, необременительная гимнастика (пассы) по утрам и сертификат на стенке о присвоении звания пожизненного «нагваля». И что? Что хотели — то и получили. Но это — эрзац по определению. Сознательная профанация.

А ведь истинно эзотерические учения всегда где-то поблизости. И не так уж далеко. И не обязательно ехать в далёкую Сонору в поисках недоступных нагвалей. При должном упорстве и усердии вы вполне найдёте великих учителей и среди эвенкийских шаманов например. И среди множества других народов. Не сразу, но непременно найдёте, если намерение ваше будет безупречно, как говаривал Карлос Кастанеда.
Но готовы ли вы к этому?
Пить чай с оленьим салом по утрам. Согреваться ночью в чуме, сбившись в кучу, как овцы, и поднимать температуру жалкого помещения не только с помощью вонючего кострища, но также с помощью отрыжек и постоянного пердежа. Вы готовы к этому?
Психоактивные вещества и практики? Сколько угодно. Только скорее всего вам придется пить мочу оленя, обожравшегося мухоморов. И блевать, особенно по первости, вы будете значительно чаще, чем ходить по большой нужде.
Не стоит думать, что Кастанеда знакомился с этим в каких-то «идеальных» условиях. Напомним забывчивым — дело было в мексиканской пустыне Сонора. И вовсе не в посёлках городского типа.
Можно и проще — пойти по пути Ричарда Алперта и присоединится в поисках древних практик к какому-нибудь уважаемому индийскому ашраму. Но даже на это силы и решимости хватает лишь у единиц.
Но получите вы в результате вовсе не «магию», как её обычно представляют, но иное, изменённое, расширенное восприятие. Критики Кастанеды очень уж часто «забывают», о чём именно он говорил. И в этом контексте не имеет большого значения, кто именно Кастанеда — истинный нагваль линии толтеков или гениальный компилятор.

Есть ещё несколько странных фактов, которые стоят внимания:
- «Уход» дона Хуана примерно совпадает по времени с началом жёстких репрессий против психоделической культуры, инициированной администрацией Никсона;
- Переход от описания техник, связанных с Растениями силы к другим техникам также совпадает с этим периодом, совпадает с разработкой Грофа техники холотропного дыхания;
- Многие полагают, что ведьма Ла Каталина, постоянный противник Кастанеды в процессе обучения, — это иносказательное описание общины в Миллбруке, которую возглавлял Тимоти Лири.

Эти факты часто используют в качестве поддержки идеи о мистификациях, которые устраивал Кастанеда. Однако возможна другая трактовка, с точки зрения которой работы Кастанеды приобретают метаисторический контекст и становятся ещё более интересными. Такие особенности современных работ и их особенную значимость мы будем рассматривать в будущем.

В целом Кастанеда привнёс совершенно необычное описание способов восприятия. И трактовать это можно как способы изменения, расширения сознания. Несмотря на всю необычность, работы Кастанеды очень хорошо вписываются в контекст психоделической контркультуры и очень своеобразно её дополняют. Вы не обнаружите существенного диссонанса на эмоциональном уровне при знакомстве с его наследием.

"Но смерть поэта, воина и мага – это не трагедия. Это просто его последняя шутка. Ему нечего терять – и он не теряет ничего. Теряем мы."
Виктор Пелевин







Вы можете принять участие в создании ресурса Estilibera.org
Ваша помощь может оказаться решающей!
LocalBitcoins - лучший способ купить и продать биткоины. Регистрируйтесь и меняйте биткоины в любом городе мира!